Лента новостей 

Эдуард Шабалин об ульяновской культуре: «Когда дом сгорел, надо браться за все сразу…»

7 ноября 2016, 00:00
2 2154
Биография
Эдуард Шабалин
Эдуард Шабалин

директор Ледового дворца «Волга-Спорт-Арена»

Подробная статья Эдуарда Шабалина на одном из интернет-ресурсов о проблемах региональной культуры вызвала много споров и пересудов среди читателей - тех, кто этими проблемами всерьез озабочен. Мы решили подробнее расспросить известного в Ульяновской области человека, директора Ледового дворца «Волга-Спорт-Арена о его позиции по злободневным вопросам развития важнейшей для развития человека отрасли.

- Эдуард Сергеевич, вас ведь нельзя «обвинить» в том, что вы нынче занимаетесь проблемами спорта, а «лезете» в вопросы культуры?

 

- Я почти четверть века работаю в этой отрасли. С 2005 года в Ленинском мемориале я занимался широкой и насыщенной культурной деятельностью на государственном уровне, продолжаю заниматься этим и сейчас…

- Да, у вас в «Волга-спорт-арене» проходят концерты типа знаменитого Сергея Шнурова (группа «Ленинград»), что многие к культуре явно не относят… разве что к культуре мата…

- Многие пытаются спекулировать на этом, дескать, не искусство…

- Я считаю, что искусство…

- Да, это искусство, однозначно. Вспомните, сколько людей пришло на концерт, и в подавляющем большинстве это были нормальные, интеллигентные люди, которые были в восторге от шоу. Сравните с тем, как недавно в Москве бегали какие-то обезумевшие товарищи и своими испражнениями обливали выставку французских фотографов… Вот это, скорее, «политическая порнография» в угоду неким силам, а никак не искусство.

- Шнур в сравнении с ними просто свят, как Папа Римский, мне кажется). Но вернемся к более серьезным темам. Если вспомнить вашу работу в Ленинском мемориале: кто-то считает ее вполне успешной, кто-то – провальной. Истина где-то рядом?

-  Мое мнение в любом случае будет субъективным. Однако можно рассмотреть факты. И здесь я могу сказать, что за исключением того самого, нарочито раздутого «шубного скандала», мне вменить больше нечего. Основные критерии деятельности, как известно, это увеличение посещаемости объекта, увеличение его доходности, количества проводимых мероприятий. И если до моего прихода на руководство Ленинским мемориалом он был похож на такой, почти всегда закрытый и законсервированный памятник советской эпохе, то к концу моей деятельности там в 2014 году у нас в день на площадках на разных этажах проходило по 5-7 мероприятий.

- А по финансам?

- Если брать внебюджетный доход, то если в 2005 году он составлял 1 миллион рублей в год, то на момент моего ухода он составлял почти 20 миллионов…И эти деньги шли на материально-техническое обеспечение нашей работы, на ремонт в мемориале. Мы сделали и весь фасад, и территорию благоустроили – скамейки, урны, клумбы с цветами…

-  Даже в ваши туалеты стало приятно заходить тогда, помню…Конечно, это весомый аргумент в пользу ваших сторонников…

- Считаю, что тогда мы сделали очень многое и на том этапе среди местных учреждений культуры у нас конкурентов по эффективности работы не было.

- Поэтому и завистники появились, наверное. Вот эта знаменитая история с шубами, в которой, как в известной поговорке, трудно понять: «то ли он украл, то ли у него украли. Но осадочек остался …»

- Тут все на самом деле просто. Известно, что материальное обеспечение учреждений культуры не просто оставляет желать лучшего – оно почти отсутствует. Деньги долгое время выделялись только на оплату коммунальных услуг и на зарплату работникам. Все! Поэтому на все остальные эксплуатационные расходы, в том числе и на развитие материально-технической базы ты должен деньги привлекать, зарабатывать сам. И в этой ситуации мы использовали все законные способы для обеспечения финансовых поступлений. Но шубами мы сами не торговали никогда. Мы к этому бизнесу не имели никакого отношения. Приезжали организации, мы им в аренду предоставляли свободные площади и получали за это очень хорошие деньги. Именно на них все реставрировалось и восстанавливалось, закупалась новая техника...

- Ну так вас надо было награждать, а не кампании травли организовывать… Зато сейчас, судя по вашей статье, там все выглядит плачевно и яркий пример тому – выставка известного деятеля живописи.

- Не хочу повторяться, но подчеркну еще раз: при мне выставка Никаса Сафронова в 2009 году, занимавшая площадь в 4 раза меньше, чем в 2015 году, в кассу нашего учреждения принесла 1 миллион 100 тысяч рублей от продажи билетов. Когда же выставку устраивал его племянник Казаков в 2015 году на куда больших площадях и по времени на полмесяца выставка шла дольше – он заработал государственному учреждению… 27 тысяч рублей. При том, что выставка была коммерческой и билеты стоили по 300 рублей – есть фото и видео.

- Вполне себе ясное сравнение, как мне кажется. А если сделать обобщения, посмотреть на все учреждения культуры области, на проводимые ими мероприятия. Там, возможно, тоже немало злоупотреблений, коррупции, «откатов»? Это система?

-  Скорее, отсутствие системы. Министр живет оторвано от жизни подведомственных учреждений, не вникает в их деятельность, не занимается их планами, не интересуется – кто чем живет. Взять ту же внебюджетную деятельность. Мало кто знает, но учреждения культуры региона на своем внебюджетном доходе – я оцениваю его ежегодно в сумму около 100 миллионов рублей – могли бы, при суммировании и системном распределении принести большую пользу возрождению наших культурных учреждений. А сейчас они распыляются, эффекта не видно.

- Можно было бы, скажем, отремонтировать филармонию, госархив, наконец-то…

- И ладно бы только это. У нас не могут даже ввести единую ценовую политику, а ведь это очень важно. Почему? Например, приезжает сторонний прокатчик концерта, скажем, Стаса Михайлова. Он выплачивает арендованной им концертной площадке некую сумму. Так вот у нас ведомственные, государственные площадки в это время борются между собой – кто даст меньшую цену, чтобы получить этот концерт. А ведь минкульт в лице министра могло бы в директивном порядке ввести нижнюю планку стоимости концертной площадки зала-тысячника…В соседних регионах так и делают, кстати.

- А зачем?

- Верхняя планка может быть не ограничена, но нижняя должна быть установлена четко. Потому что, скажем, в Пензе, Самаре. Тот же Стас Михайлов платит четко установленную нижнюю планку за зал в 250 тысяч рублей, а у нас – 40 тысяч…

- Демпингуют зачем-то… Коррупция?

- И никто не понимает, как и зачем такое происходит. Я могу сказать на примере того же Мемцентра – там у меня была нижняя планка аренды зала в 100 тысяч рублей. И вот этот Стас Михайлов у меня заплатил за аренду зала для концерта в 2013 году 250 тысяч рублей, а у нового директора Казакова за такой же концерт он заплатил 40 тысяч… И возникает вопрос – как и почему такое случается. И почему при директоре Казакове стоимость аренды была от 30 до 50 тысяч, а это огромные финансовые потери для отрасли культуры в регионе.

- Культура же нищая… Куда смотрит начальство?

- За те 10 лет, что министр Ившина находилась у руля, она вполне могла бы решить хотя бы этот аспект – нижней планки стоимости концертной площадки. Но ничего не сделано, как и во многих других аспектах культурной деятельности.

- Почему же - прошло много форумов, ознакомительных поездок в Европу, запущено много салютов и шариков… Может, это и есть культурная жизнь?

- Туда идут немалые деньги, на эти мало кому понятные и нужные форумы, кинофестивали и прочие «тусовки». Они не стали событиями федерального или международного масштаба. Эту политику надо менять, потому что лично у меня складывается впечатление, что все делается просто для траты денег: вот есть 40 миллионов – их надо «освоить». И никто не знает – на что и почему.

- Вот стали бы вы министром культуры. Что надо сделать сразу?

- Делать надо все и в первую очередь, надо спасать буквально все. Когда дом уже сгорел, а тебе говорят «ну, за что ты будешь браться»… Знаю одно: тот министр успешен, кто своим авторитетом и весом повышает финансирование своей отрасли. Пока мы этого не видим.

- Понятно, спасибо за интервью.

Подготовил Юрий Чижов




Читайте также
10 апреля 2020
Кто из нас в группе риска заражения коронавирусом? Кто из нас в группе риска заражения коронавирусом?
Несмотря на то что все официальные источники регулярно пополняются информацией о COVID-19, а Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не устает напоминать о том, как правильно обезопасить себя и окружающих от этого заболевания, у многих ульяновцев по-прежнему остается множество вопросов на тему коронавируса.
18 марта 2020
Детское ожирение: как вовремя остановить Детское ожирение: как вовремя остановить
Количество взрослых и детей с ожирением неуклонно растет. Проблема детского ожирения для Ульяновской области актуальна, как и для Поволжья, и для Российской Федерации в целом. О том, в чем причина лишнего веса у детей и как предотвратить ожирение, мы поговорили с главным внештатным детским специалистом-эндокринологом Министерства здравоохранения Ульяновской области Светланой Усановой.
24 июля 2019
Чем опасны укусы насекомых и змей? Чем опасны укусы насекомых и змей?
Во время летнего отдыха легко стать жертвой укусов насекомых и змей.В Ульяновской области обитают шесть видов змей, из них ядовиты только два вида: обыкновенная и степная гадюка.