Лента новостей 

Ульяновский психолог рассказал родителям, как себя вести после стрельбы в казанской школе

30 мая 2021, 14:02
0 1424
Ульяновский психолог рассказал родителям, как себя вести после стрельбы в казанской школе

Все мы помним страшное событие, которое произошло 11 мая в Казани, когда 19-летний житель этого города расстрелял учеников и педагогов одной из гимназий. Наш корреспондент расспросила специалиста Центра психолого-медико-социального сопровождения «Росток», стоит ли родителям обсуждать подобные случаи со своим ребенком, как самим реагировать на произошедшее и нужно ли усиливать при этом опеку и контроль.

В профессии Ольга Суродина уже двадцать четыре года. Ее карьера психолога началась в школе, а в 2008 году она стала частью коллектива Центра «Росток». В настоящий момент занимает должность заместителя директора и преподает на кафедре педагогики и психологии УлГУ и УлГПУ.

- Ольга Владимировна, в ваше учреждение обращались за помощью после всех известных казанских событий? Стоит ли вообще обсуждать подобные трагедии с ребенком?

- К счастью, подобных случаев в нашей области не было, поэтому и за помощью не обращались. Все зависит от того, интересуется ли этим сам ребенок. Если это, например, дошкольник, и он в этот день не слушал новости, то и разговор стоит исключить, но можно проводить именно профилактические беседы. К примеру, напомнить о том, что к чужим и незнакомым людям подходить не стоит. Если тебя куда-то зовут, то, в первую очередь, нужно сообщить об этом маме с папой, и так далее. Это простые предупреждающие правила безопасности, которые обычно каждый родитель сообщает дошкольнику.

Если это ребенок постарше, то он уже осознает всю ту информацию, которая доносится из разных источников, воспринимает комментарии родителей по этому поводу и выдает определенную реакцию. В таком случае хотелось бы обратить внимание взрослых на то, что ребенок реагирует не только на сам текст и содержание сказанного и увиденного, а, прежде всего, считывает эмоциональную реакцию родителей и их отношение к ситуации. Если они начинают сильно беспокоиться и даже паниковать, высказывать свои доводы о том, как же теперь детям ходить в школы, несомненно, все это привносит тревогу в жизнь подростка. Ребенок заражается эмоциями взрослого. Отнеситесь к событию менее эмоционально, ни в коем случае не фантазируйте и не высказывайте свои доводы и предположения. Если ребенок что-то услышал о событии и спрашивает у родителя, владеет ли он информацией, то нужно сообщить только то, что вы действительно знаете, ни больше ни меньше.

Нередко дети волнуются и интересуются, почему такое произошло. В этом случае, если мама и папа не были очевидцами события, а узнали от третьих лиц, то важно не сообщать предположения, а кратко рассказать ребенку об известных фактах, но подчеркнуть, что сейчас компетентные люди выясняют причины, а все остальное, о чем мы будем рассуждать, - это только наши догадки, нужно дождаться официальной информации. Важно именно в подобном ключе выстроить диалог. Такой ответ успокоит ребенка и не позволит фантазии развиваться дальше, а родителям не нужно будет нагнетать обстановку. Кроме того, подросток уяснит, что этот случай не остался просто так: большое количество служб подключилось к выяснению обстоятельств, дабы потом предотвратить подобные ситуации.

- А стоит ли взрослым самим начинать разговор на такую тему?

- Это нужно делать очень осторожно с детьми подросткового и дошкольного возраста. Если они сами не поднимают эту тему, то специально доносить им свое мнение не нужно. Можно вести разговор о другом: как вообще достигнуть безопасности в окружающей среде, разбирать те события, которые случаются. Поговорить стоит о том, что школьник может сделать для своей безопасности.

Но если старшеклассник интересуется этим и высказывает свое мнение, то необходимо дать пространство для открытого диалога. Не перебивая, выслушайте подростка, все, что он хочет сказать, должно быть озвучено. В зависимости от того, что он скажет, правильно сформулируйте вопросы, чтобы уточнить интересующие моменты. Поинтересуйтесь, что конкретно беспокоит его в этой ситуации. Возможно, у подростка просто не хватает знаний о том, как поступать в подобных случаях, если он сам окажется в такой ситуации. Тогда нужно сообщить те правила, которые предлагают экстренные службы. Например, каждый ребенок, находясь в учреждении, должен знать, где находится ближайший выход для быстрой эвакуации. Сообщите ребенку о том, что если он находится в классе или другой комнате и происходят экстраординарные события, то необходимо закрыть дверь изнутри. Если же ребенок в коридоре, нужно найти ближайший класс. У каждого школьника есть телефон. Номер службы спасения, по которому можно сообщить о произошедшем, - 112. Там, где находятся дети, всегда есть взрослые; если они дезориентированы, то необходимо найти взрослого, который оперативно среагирует.

- Что делать родителям, если ребенок перенес подобный стресс?

- Если ребенок стал участником события, это уже считается экстренной психологической ситуацией. В таком случае необходимы определенные действия со стороны окружающих, которые позволят снять стрессовую ситуацию. Родителям стоит не оставлять ребенка без внимания: если он хочет выговориться - выслушайте. Окружите заботой и теплом: после пережитого ему захочется внимательного участия со стороны близких. Занимайтесь обычными делами, сядьте с ним на диван и побеседуйте на отвлеченные темы, проводите время вместе, занимаясь приятным досугом. Это в какой-то степени успокоит психику школьника.

В течение двух недель ребенок может испытывать страх, который проявляется в просьбах проводить его до школы, встретить и так далее. В этом случае выполните просьбу и скажите, что всегда будете на связи и сможете приехать в любой момент. Если вам ребенок звонит или пишет СМС, реагируйте быстро, чтобы он удостоверился в этом. Могут возникнуть и такие вопросы: «А вдруг у нас в школе?..» В этом случае успокойте и скажите, что в учреждении много помощников, есть система охраны, взрослые люди (учителя, обслуживающий персонал), которые заботятся о здоровье и благополучии детей.

После полученного стресса также может возникнуть потребность в питье. Вода выводит из организма все вредные вещества со стрессом. Важно, чтобы она была у ребенка в доступе. Если он не может сосредоточиться на учебе, то поддержка родителей тоже необходима.

- Насколько этот стресс сильный?

- Тут все индивидуально, зависит от характера и нервной системы. Особо впечатлительные (в психологии даже есть термин «дети с чувствительной или слабой нервной системой») остро реагируют на все сигналы из внешней среды, для них громкий звук - уже малый стресс. Такие ребята, конечно, долгий период времени переживают эту ситуацию, и им нужно больше внимания и участия родителей. Более-менее «закаленные», социализированные дети гораздо быстрее приходят в норму.

- А если человек «закрылся» в себе и никак не идет на контакт?

- Вы верно рассуждаете. Степень переживания стрессовых ситуаций бывает разной. Конечно, встречается и такая. Это свидетельствует о серьезном клиническом уровне стресса, и здесь необходима рекомендация детского невролога. Необходима медицинская помощь, чтобы выйти из этого состояния, потому что обычными психолого-педагогическими методами не всегда получается решить проблему.

- Казанская трагедия не оставила равнодушным никого. Подобной ситуации страшатся не только дети, многие родители стали паниковать. Переживая за своего ребенка, они, так скажем, часто перегибают палку, становятся чересчур подозрительными. Что делать в таких случаях?

- Авторитарное и чрезмерное родительское давление не приводит к хорошему результату, поскольку это может вызвать реакцию противодействия у ребенка, особенно если у него сильный характер. Если у родителя есть беспокойство, то необходимо разбираться со специалистом, чтобы понять его причину. Нередко наблюдается повышенное фантазирование и тревожность. Психолог поможет родителям, в первую очередь, решить свою проблему.

- Стоит ли «рыться» в телефоне ребенка?

- Если в семье доверительное общение, то можно в формате беседы спросить у ребенка, с кем он общается и как проводит время в Интернете. В целом профильные службы рекомендуют устанавливать родительский контроль, отключить вредную рекламу. Однако обезопасить школьника в полной мере не получится, ведь дома стоят так называемые фильтры, а, например, у друзей - нет. Ребенок в любом случае найдет информацию, гораздо важнее научить критически ее воспринимать.

- Стоит ли прислушиваться к мнению учителя насчет поведения своего ребенка?

- К любой информации отнеситесь с вниманием. Находясь в разных ситуациях, дети и ведут себя по-разному. Например, в семье и у бабушки с дедушкой предъявляются разные требования. Дети у нас очень умные и проверяют границы дозволенного. В школе он может позволить себе другой тип реакции поведения, и для вас это информация к сведению. Если же родители не хотят ее принимать, то мой опыт подсказывает, что они не хотят разбирать и анализировать ситуацию. Мудрые родители, как правило, «кооперируются» с педагогами.

Источник: Ульяновск сегодня